Токсичная любовь Анкары к тюркским республикам

8 февраля 2021 года между министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым состоялась встреча с генеральным секретарем Совета сотрудничества тюркоязычных государств - Тюркского совета - Багдадом Амреевым. Стороны обсудили текущее состояние и перспективы дальнейшего развития сотрудничества между Узбекистаном и Тюркским Советом в областях, представляющих взаимный интерес. На первый взгляд звучит весьма позитивно.

Настораживает то, что участившееся в последнее время заигрывание Турции с государствами Центральной Азии, в особенности с Узбекистаном и Казахстаном, все яснее принимают характер экспансии в регион. Осуществляется оно с использованием различных методов и задействованием турецких организаций. Одним из них как раз является Тюркский совет.

После победы Азерба24йджана в Карабахе, Турция окончательно возомнила себя матерью всех тюркских народов. Если до этого развитие контактов между Турцией и центральноазиатскими республиками имело более мягкий характер, то теперь любовь Анкары к братским странам чувствуется все сильнее.

В Турции заговорили о единстве с Казахстаном, Киргизией, Туркменией и Узбекистаном. При этом упор делается на создании альянса 6 стран (добавляется еще Азербайджан, уже пребывающий в тесных отношениях с Анкарой).

Парадокс этих заявлений заключается в том, что слова Эрдогана о единстве тюркских государств звучат в контексте влияния блока на рост экономических и торговых отношений между странами. Но турецкие СМИ, пишут об альянсе, активно упирая на военное сотрудничество. Выходит, что экономическое развитие республик не занимает ключевое место в планах турецких деятелей. Турция не ограничится укреплением экономических связей. Иначе бы, Анкара просто не развивала бы так активно идею о создании некого союза государств.

О необходимости создания «армии Турана» в турецких СМИ заговорили в разгар Карабахского конфликта. Позже, министр обороны Турции Хулуси Акар в октябре этого года посетил Узбекистан и Казахстан, где обсудил необходимость дальнейшего расширения военно-технического сотрудничества.

Самое интересное начинается, когда начинаешь разбираться в ситуации в самой Турции. В этот момент понимаешь всю несостоятельность фраз об экономических благах. Турция уже несколько лет находится в тяжелом экономико-политическом кризисе, который усугубляется постоянными и непомерными расходами на агрессивную внешнюю политику, в том числе на военные кампании за рубежом. Не сложно представить, что в случае реализации проекта военно-политического альянса, тяготы войн Эрдогана, возомнившего себя халифом новой Османской империи, лягут на плечи центральноазиатских республик.

Если рассматривать идею военного блока с геополитической точки зрения, то выглядит она еще менее целесообразной. Существует целый комплект противоречий между странами с тюркским большинством и тюркскими народами. Ярким примером может являться неразрешенность приграничных вопросов между Узбекистаном и Киргизией.

Кроме того, проблемой для Турции станет неготовность тюркских стран жертвовать устоявшимися и намного более тесными экономическими и политическими контактами с Россией и Китаем ради военных желаний Анкары. Если получать новое оружие они готовы, то становиться в один ряд с турецкими солдатами, как это делают члены НАТО, они вряд ли захотят. Несложно представить, как казахов или узбеков отправляют сирийский Идлиб для выполнения турецких интересов, или же в Ливию. Партнерство между тюркскими странами имеет смысл только на экономическом уровне, но для этого стоит отбросить военный пафос. Иначе, ничего хорошего от неосманизма ждать не стоит.

Просмотров: 267

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить