Провальная политическая концепция Европейского Союза в Центральной Азии

06.09.20212

В последнее время все чаще ведущие европейские политики посещают Центральноазиатский регион, чтобы активно продвигать там измененную внешнеполитическую стратегию Европейского Союза.

Однако это было не всегда так, Европейский Союз только относительно недавно приступил к деятельности по обозначению свое присутствие в регионе, и его политика и цели в отношении республик Центральной Азии претерпели многочисленные изменения и дополнения.

Первые официальные контакты Европейского Союза с государствами Центральной Азии имели место только в 2001 году, они носили строго избирательный характер и касались в основном задач борьбы с терроризмом. Только в 2003 году центральноазиатские республики были включены в официальную стратегию безопасности Европейского Союза. Еще в 2007 году Брюссель принял отдельный документ, названный «Европейский Союз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», который впервые определяет внешнеполитические интересы ЕС в Центральной Азии. Со временем данная стратегия получила многочисленные обновления в 2015 и 2019 годах и уже получила функциональность, которую ЕС сейчас реализует в странах региона.

Центральная Азия занимает важное место в общей внешнеполитической стратегии Европейского Союза. Это подтверждается частыми регулярными визитами ведущих европейских политиков в регион. В этих визитах принимают европейских чиновников на уровне руководителей правительств и министров иностранных дел, что подчеркивает высокий политический уровень контактов.

Наиболее актуальной областью сотрудничества со странами региона в рамках стратегии ЕС является разработка общих принципов для решения проблем в области транспорта, энергетики, безопасности и цифровой инфраструктуры. Наибольшие успехи в этих областях европейской политики были достигнуты в Казахстане и Киргизии, а относительные успехи были достигнуты в Узбекистане.

Брюссель выражает заинтересованность в решении проблем безопасности и энергетики в сотрудничестве со странами Центральной Азии, но также активно выступает против расширения интеграционных проектов в регионе, особенно с Россией и Китаем.

В то же время Европейский Союз, в отличие от России и Китая, не готов инвестировать значительные финансовые средства в сотрудничестве со странами региона для достижения своих целей. В период 2014-2020 годов общая сумма финансирования ЕС, которая охватывает все сотрудничество с пятью республиками Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан), не превышала один миллиард евро. И в соответствии с динамикой финансирование ЕС для стран региона уменьшается с каждым годом. Сокращение финансирования оказывает значительное влияние на определение политических приоритетов ЕС в Центральной Азии.

 

Многие международные эксперты согласны с тем, что стратегия ЕС в отношении Центральной Азии была неэффективной из-за ряда объективных факторов, включая тот факт, что, призывая страны региона сократить свое участие в интеграции с Россией и Китаем, Брюссель не был достойной альтернативой, что привело к падению популярности европейских инициатив в регионе.

 

Просмотров: 731

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить