Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Стратегические партнеры или же еще одна рабочая единица для США?

Категория: Узбекистан Опубликовано: 06.04.2021 Автор: ca-info

США  УзбПосле прихода к власти Шавката Мирзиёева внешняя политика Узбекистана стала более динамичной, страна стала уверенно двигаться по пути интересующих ее направлений. Новый президент Узбекистана начал активно реализовывать амбициозный курс на получение республиканского статуса регионального лидера. Там самым Узбекистан демонстрирует многовекторность своей политики, что указывает на ярко выраженный курс Ташкента по взаимодействию не только со странами региона, но также с такими крупными державами, как Россия, Китай и США.
С момента распада СССР Соединенные Штаты рассматривали Узбекистан как ключевую державу региона, обладающую наибольшим населением и военной мощью в Центральной Азии, а также расположенную на пересечении основных транспортных путей связывающих Центральную и Южную Азию.
Отношения сторон тем не менее развивались неравномерно, но их можно распределить на несколько этапов.
Так, в марте 1992 года было открыто посольство США в Ташкенте, а в феврале 1995 г. – посольство Узбекистана в Вашингтоне. В 90-е Узбекистан также предоставил американским компаниям права на освоение золоторудных месторождений и реализацию урана на внешних рынках, разрешила работу западных НПО и СМИ. В 2001 г. была открыта американская военная база в Ханабаде.
Ташкент проявил демонстративную лояльность Америке по ряду вопросов международной повестки дня.
Вместе с тем уже на этом этапе отношения Ташкента и Вашингтона не были абсолютно безоблачными и омрачались стремлением Белого дома реформировать режим в республике путем вмешательства во внутренние дела через сеть подконтрольных НПО, СМИ и контакты с прозападной оппозицией.
Следующим же этапом развития отношений можно назвать кризисным после плачевных «Андижанских событий».
Боевики радикальной исламистской организации «Акрамия» 13 мая 2005 г. совершили нападение на Ферганскую долину, где захватили большое число мирных жителей и ряд административных зданий. В результате спецоперации узбекских силовиков город был освобожден, но погибло, по независимым подсчетам, около 500 человек, в том числе большое количество мирных жителей. Несмотря на очевидные связи «Акрами» с экстремистским подпольем Афганистана и ЦА, западная дипломатия и экспертное сообщество в целом интерпретировали произошедшее как подавление народных волнений против режима и в резкой форме осудили действия Ташкента.
Ведущие средства массовой информации Европы и США откровенно симпатизировали террористам. Как показало последующее расследование, оружие «Акрамия» получила из соседней Киргизии, где в марте того же года по сценарию США произошла так называемая «революция тюльпанов», заметно вдохновившая противников И. Каримова. Туда же, в Киргизию, после майских событий в Андижане, через подготовленные «щели» на границе бежали десятки лиц, преследуемых правоохранительными органами.
Позже бывший министр обороны Соединенных Штатов Д. Рамсфелд признал, что «администрация США раскритиковала действия узбекского руководства до того, как стали известны факты», и назвал американскую реакцию на Андижан «одной из самых обидных, хоть и прошедших незамечено, ошибок американского правительства».
Вместе с тем андижанский опыт оставил значительный отпечаток на восприятии узбекской политической элитой американских подходов, ограничивая пределы повторного сближения сторон. Несмотря на некоторую внешнюю либерализацию, правительство республики по-прежнему проводит жесткую линию в отношении иностранных НПО.
Сегодня официальные лица Ташкента подчеркивают необходимость сотрудничества Узбекистана с другими странами Центральной Азии и принимают более дружелюбный тон со всеми своими региональными коллегами. Ш. М. Мирзиёев лично побывал во многих соседних странах, подписал важные социально-экономические соглашения, в том числе соглашения по безопасности. Многие лидеры бизнеса сопровождали президентские делегации. Ташкент приветствовал участие представителей ведущих международных институтов, а также крупных иностранных правительств в рамках этих визитов. Мирзиёев также побывал в Российской Федерации, Китае и США в целях заключения торговых соглашений, получения дипломатической поддержки и поддержания партнерства в сфере безопасности. Внутренние реформы его администрации частично направлены на то, чтобы продолжить углублять экономические связи Узбекистана с Россией и Китаем.
Таким образом, поскольку Узбекистан граничит со всеми четырьмя республиками Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан), и имеет самое большое население, а также второй по величине ВВП, то его готовность продуктивно взаимодействовать со своими соседями может продвинуть регион вперед. Однако действия США может лишить его лидерского потенциала, что сыграет только лишь «на руку» западу, а также даст свободу действий Вашингтону в рамках своих инициатив в регионе.

Просмотров: 503

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить